Люди боятся мошенничеств, о которых им рассказывают по ТВ

21.03.2012

Образ риелтора-мошенника, который только и думает, как бы обвести вокруг пальца простаков, в основном сформирован негативным потоком информации в СМИ, особенно – по телевидению, и гораздо в меньшей степени – личным опытом. Те же люди, которые проводили сделки через агентства недвижимости или риелторов-частников, отзываются о них как о вполне приличных профессионалах. Однако телевизионному напору противостоять тяжело, и поэтому получается, что в целом к профессии специалиста по недвижимости в обществе относятся с опаской.

Половина москвичей, принимавших участие в социологическом исследовании «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru», не доверяет риелторам.


«Как бы вы поступили, если бы решили провести сделку с недвижимостью – стали бы обращаться к профессионалам или нет?» - это был первый вопрос, который задавался респондентам.

Варианты ответов получились следующие:

  • 23,8% участников опроса предпочли бы провести сделку самостоятельно;
  • 21,1% выбрали бы частного риелтора;
  • 19,3% отправились бы в агентство недвижимости;
  • 15,6% обратились бы к юристам;
  • 10,1% проконсультировались бы у осведомленных родственников и друзей;
  • 2,8% попросили бы помощи у знакомых риелторов;
  • 2,8% поступили бы по-другому (например - поручили бы этот вопрос жене);
  • 4,5% затруднились с ответом.

На первый взгляд самая большая группа респондентов - 23,8% – выбрала самостоятельный путь. Однако в целом риелторские услуги набрали больше всего голосов: 21,1% (частные риелторы) + 19,3% (агентства недвижимости) + 2,8% (знакомые риелторы) = 43,2% участников опроса.

Есть еще вполне приличная по количеству участников группа, которая «обратилась бы к юристам» (15,6%). Конечно, юристы не риелторы, они не будут заниматься подбором объектов и показами квартиры, но разобраться в документах помогут, договор составят и дадут полезный совет. Если и их «прибавить» к риелторам, то у нас получится, что к помощи специалистов прибегнут 58,8% опрошенных.

Что же касается уже названной выше цифры – 43,2% (те, кто выбрал содействие риелторов), то она практически совпала с другим показателем – 44%, который образовался при ответе на следующий вопрос исследования: «Доверяете ли вы риелторам?». Эти 44% как раз ответили на вопрос положительно, а вот отрицательный ответ дали 45%. 11% затруднились с ответом.

Свою позицию респонденты объяснили: доверяющие риелторам считают, что те – хорошие профессионалы, многие участники данной группы имели с ними дело и остались довольны, некоторые сами оказались специалистами в сфере недвижимости. Очень популярно было в группе мнение, что обращаться надо к знакомым риелторам – это и дешевле, и надежнее.

Москвичи, не доверяющие риелторам, заявили, что боятся попасть в лапы к мошенникам, а в том, что риелторы то и дело дурят клиентов, их убедил в основном телевизор: «много слышим по ТВ, часто обманывают»; «все время показывают, какие они непорядочные»; «слишком много нехороших сплетен». Кроме этого респондентам не нравятся высокие комиссионные, которые приходится платить риелторам (3-5% от суммы сделки). Справедливости ради стоит заметить, что в этой группе были люди (правда немного), которые остались очень недовольны услугами агентов по недвижимости после того, как непосредственно пообщались с ними.

Итак, негативный образ риелтора в большей степени навеивают телесюжеты, телефильмы, новости про то, как очередной мошенник сел в тюрьму или пошел под суд, и просто страшные разговоры. С таким поворотом журнал www.metrinfo.ru сталкивается уже не в первый раз. Например, на память приходят результаты социологического опроса, проведенного в сентябре, в котором речь шла об аренде жилья. Оказалось, что люди не видят разницы между риелторскими компаниями и жульническими информационными агентствами, которые зарабатывают на том, что продают клиентам липовые адреса якобы сдающихся квартир. («Люди путают мошенников с риелторами».)

Все это говорит о том, что россияне о подлинной риелторской работе знают мало, а сами профессионалы рынка недвижимости то ли не слишком озабочены этой проблемой, то ли не понимают, как нужно правильно работать над имиджем. А сегодня без этой PR-составляющей в бизнесе – никуда.

Полностью отчет о проведенном социологическом исследовании читайте в статье «Народное мнение: доверять ли риелторам?».

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.


Назад